Санкт-Петербургские
Мореходные
Классы
Образовательная лицензия
№3370 от 26.03.2018

Экзамены

Экзамены являются важнейшей составляющей учебного процесса. Больше всех они нужны самим ученикам — ведь честное прохождение справедливых квалификационных испытаний дает выпускнику уверенность в себе, своих силах и знаниях. Именно поэтому мы придаем процедурам проверки знаний в школе такое большое значение. Процедуры школьных экзаменов регулируются специальными внутренними школьными нормативными документами.

Они основаны на следующих принципах: ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ЗАКОННОСТЬ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ. У нас нет плана, экзаменаторы руководствуются только одним принципом — обладает или нет экзаменуемый необходимыми знаниями, навыками и компетенциями.

В АНО ДПО «Санкт-Петербургские Мореходные классы» организуются 2 экзаменационные сессии — весенняя и осенняя. Весенняя сессия является основной, она начинается в январе-феврале (в зависимости от расписания текущего учебного года) и заканчивается 30 апреля. Осенняя сессия предназначена для сдачи «хвостов». Обычно она начинается в конце сентября и длится 2-3 недели. Экзамены организуются только по предварительным заявкам.

Применяются следующие экзаменационные процедуры: устный экзамен, письменная работа, компьютерный тест, зачетное занятие, собеседование. Согласно «Положению об экзаменах» все экзамены для получения квалификационного звания ВФПС или Минтранса РФ должны быть сданы в течение 2-х летнего срока.

Если экзаменуемый трижды получит неудовлетворительную отметку по одному и тому же предмету/тесту следующая пересдача возможна только через год. В течение действия договора обучения сдача теоретических экзаменов бесплатна независимо от числе попыток. После окончания действия договора обучения за организацию каждой попытки проверки знаний придется заплатить небольшую плату — так мы не только покрываем расходы на экзаменационные процедуры, но и стимулируем обучающихся сдавать экзамены вовремя.

Процедуры экзаменов

Проверка теоретических знаний по программам Минтранса и ВФПС (судоводители парусных судов) организуется дважды в год – в весеннюю и осеннюю сессии.

В период между сессиями с мая по сентябрь при наличии достаточного числа экзаменуемых, мы иногда организуем дополнительную проверку теоретических знаний, время проведения таких экзаменов определяются по мере комплектования групп экзаменующихся.

Проверка практических навыков по управлению судном и комплексный экзамен в море (для яхтенных капитанов) производятся в период летней навигации с мая по октябрь на судах, включенных в одобренные образовательные программы АНО ДПО «Санкт-Петербургские Мореходные классы». Сроки экзаменов определяются по мере комплектования групп экзаменующихся.

Пройти проверку знаний с оформлением соответствующих документов могут все желающие. Обязательным условием является наличие оформленного в соответствии с нашими стандартами экзаменационного листа и экзаменационных ведомостей.

Для учеников, имеющих действующий договор об обучении, проверка знаний в период действия договора бесплатна. После окончания срока действия договора обучения за проверку знаний взимается небольшая плата, на экзаменуемых составляется отдельная экзаменационная ведомость, необходимо подать заявку.

Лица, проходившие обучение в сторонних организациях, могут либо заключить договор о прохождении проверки знаний по интересующим их дисциплинам, либо пройти разовую проверку знаний по отдельной дисциплине. При этом обеспечивается строгое выполнение всех процедур (оформление ведомостей, личного дела, ведение архива, хранение результатов и т.п.), что обеспечивает легитимность экзаменов. За проверку знаний взимается плата, для включения в экзаменационную ведомость необходимо подать заявку.

Основным средством проверки знаний является система компьютерного тестирования «НЕВА-ТЕСТ», что исключает субъективность оценки знаний экзаменуемого. На сегодня система «НЕВА-ТЕСТ» включает в себя вопросы «ДЕЛЬТА-ПАРУС» МинТранса, новые вопросы ГИМС и наши собственные разработки и позволяет провести проверку знаний по следующим дисциплинам:

  • устройство судна;
  • теория судна;
  • управление судном;
  • судовождение (море);
  • судовождение (река);
  • МППСС;
  • ППВВП;
  • морское право;
  • визуальная связь (море);
  • радиосвязь (море);
  • радиосвязь (река);
  • гидрометеорология;
  • такелажное дело.

По дисциплине судовождение помимо компьютерного тестирования проводится контрольная прокладка на навигационной карте в режиме реального времени (около 2 часов плавания) с определением места и счислением пути судна с учетом ветрового дрейфа и приливо-отливных течений.

Устный экзамен по теории морской практики (ТУС + УС + эксплуатация судна) сдается экзаменационной комиссии в составе не менее 3 человек, входящих в число экзаменаторов Санкт-Петербургского парусного союза. Для допуска к устному экзамену экзаменуемый должен успешно пройти компьютерное тестирование по дисциплинам устройство, теория и управление судном.

Зачет по такелажному делу (практическое выполнение узлов и заделок) сдается либо экзаменаторам на одном из теоретических экзаменов, либо на практическом экзамене.

Зачет по дисциплинам: местная лоция, личное выживание на море, медицинская помощь и судовая гигиена, английский язык, правила парусных соревнований могут проводиться преподавателем-экзаменатором в форме собеседования или зачетного занятия.

К практическому экзамену допускаются лица, успешно сдавшие устный экзамен по теории морской практики, судовождению и МППСС.

По дисциплине судовождение помимо компьютерного тестирования проводится контрольная прокладка на навигационной карте в режиме реального времени (около 2 часов плавания) с определением места и счислением пути судна с учетом ветрового дрейфа и приливо-отливных течений.

Устный экзамен по ТМП является единственным элементом в системе проверки теоретических знаний, предусматривающим непосредственное общение экзаменатора с экзаменуемым, поэтому ему придается особое значение. Экзаменатор несет особую персональную ответственность за знания экзаменуемого, так как фактически от выпускает человека в море.

Устный экзамен по теории морской практики (ТУС + УС + эксплуатация судна) сдается экзаменационной комиссии в составе не менее 3 человек, входящих в число экзаменаторов «Санкт-Петербургского парусного союза».

Для допуска к устному экзамену экзаменуемый должен успешно пройти компьютерное тестирование по дисциплинам «конструкция судна», «теория судна» и «управление судном».

Зачет по такелажному делу (практическое выполнение узлов и заделок) сдается либо экзаменаторам на одном из теоретических экзаменов, либо на практическом экзамене.

Зачет по дисциплинам: «местная лоция», «личное выживание на море», «медицинская помощь и судовая гигиена», «английский язык», «правила парусных соревнований» могут проводиться преподавателем-экзаменатором в форме собеседования или зачетного занятия.

В ПРОЦЕССЕ ЭКЗАМЕНА ПРОВЕРЯЮТСЯ:

1. Теоретические знания экзаменуемого по следующим дисциплинам:

  • «Конструкция судна»;
  • «Теория судна»;
  • «Управление судном»;
  • «Эксплуатация судна».

2. Способность и готовность экзаменуемого применить теоретические знания на практике.
3. Умение вязать узлы и изготавливать такелажные заделки.

Единого утвержденного перечня вопросов к экзамену нет — в качестве источников квалификационных требований используются типовые программы обучения «Яхтенный рулевой» Минтранса РФ и «Яхтенный рулевой прибрежного плавания» ВФПС.

ПРОЦЕДУРА ЭКЗАМЕНА:

Путем случайной выборки номеров назначить экзаменуемому вопросы (номера вопросов) экзаменационного билета для предварительной подготовки в следующем количестве:

  • «Конструкция судна» – 3 вопроса;
  • «Теория судна» – 2 вопроса;
  • «Управление судном» – 3 вопроса;
  • «Эксплуатация судна» – 1 вопрос.

После подготовки экзаменуемого проверить его подготовленные ответы по предварительно подготовленным вопросам.

Задать дополнительные вопросы для ответов без подготовки, рекомендуется использовать стандартный перечень.

Проверить знания и навыки по морским узлам и заделкам.

Оценить знания экзаменуемого по системе «отл-хор-уд или неуд», при этом для общей положительной оценки экзаменуемый должен продемонстрировать положительные знания по каждой дисциплине.

Практический экзамен можно сдать в период навигации во время специального экзаменационного выхода в море или в организованном учебном плавании (если на борту есть экзаменатор).

Каждый обучающийся самостоятельно решает, когда он готов сдавать практический экзамен. Для сдачи практического экзамена необходимо подать электронную заявку и решить с администратором Морклассов все организационные вопросы. Практический экзамен сдают на аккредитованном учебном судне в группе 4-8 чел. Объем экзаменационных требований приведен в «Рекомендациях по разработке рабочих программ» РУМЦ Минтранса РФ.

Администратор Морклассов на основе полученных заявок формирует экзаменационные группы, фрахтует яхту, договаривается с экзаменатором, при необходимости и возможности организует тренировки (практические консультации), оформляет необходимые документы и решает все прочие вопросы персонально с каждым экзаменующимся.

Экзаменуемый приходит на экзамен не позднее времени начала экзамена одетый по погоде для выхода в море. При себе иметь экзаменационный лист.

Непосредственно процедура экзамена включает в себя:

  • проверка документов и личностей экзаменуемых;
  • инструктаж по ТБ и экзаменационным процедурам;
  • выход в море, выполнение экзаменационных действий и маневров;
  • объявление результатов экзамена;
  • заполнение экзаменационных документов.

Во время экзамена экзаменуемый должен проявить знания и навыки по использованию судового оборудования, систем и устройств, выполнению палубных работ и обязанностей вахтенного матроса, рулевого, руководителя вахты, умению правильно планировать маневр судна с учетом фактической погоды и характеристик судна, непосредственному управлению судном и руководству экипажем с использованием стандартных команд и терминологии.

Проверяются следующие элементы:

  • отход / подход к причалу под машиной;
  • управление судном под машиной;
  • постановка / уборка парусов;
  • управление судном под парусами на различных курсах относительно ветра;
  • выполнение поворотов оверштаг и через фордевинд;
  • огибание знака или препятствия;
  • раскладка галсов;
  • маневр «человек за бортом» под машиной;
  • маневр «человек за бортом под парусами».

Решение о результате по системе «зачет/не зачет» принимает исключительно экзаменатор, оценивая в комплексе готовность экзаменуемого к самостоятельному командованию судном. Результат объявляется по окончании экзамена. Исключением является случай, когда экзаменуемый совершает критическую ошибку, сразу приводящую к неудовлетворительному результату. В этом случае неудовлетворительный результат объявляется экзаменатором сразу, для остальных членов экзаменационной группы экзамен продолжается.

Перечень критических ошибок приведен в методических документах Минтранса РФ и нормативных документах учебного заведения:

  • создание аварийной ситуации, когда экзаменатор во избежание негативных последствий вынужден взять управление яхтой на себя;
  • навал на плавучие СНО;
  • грубое нарушение МППСС или ППВВП;
  • самопроизвольный поворот оверштаг или фордевинд;
  • подход к человеку, упавшему за борт, таким образом, что яхта не имеет возможности погасить ход без уборки парусов;
  • отдача команды члену экипажа, которая предполагает грубое нарушение правил техники безопасности и/или угрожает жизни и здоровья людей на борту.

Гидрометеорологические условия должны позволять проверить знания и практические навыки кандидатов. При силе ветра ниже 3 и более 7 баллов по шкале Бофорта практический экзамен проводить не рекомендуется. Если гидрометеорологические условия изменились в течение экзамена, экзаменатор вправе отменить экзамен и перенести его на другое время.

Обычно практический экзамен для групп 4-6 человек занимает 3-4 часа.

После успешной сдачи теоретических и практического экзаменов, курсант имеет право на сдачу государственного экзамена в Минтрансе РФ.

Так как АНО ДПО «Санкт-Петербургские Мореходные классы» аттестованы Министерством транспорта РФ на соответствие учебных программ, то курсанты, прошедшие обучение и выполнившие все квалификационные испытания имеют право сдавать только теоретический компьютерный тест. Практический экзамен зачитывается автоматом.

Документы, необходимые для прохождения государственного экзамена:

  • заявление;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • медицинская справка для маломерных судов + копия;
  • паспорт + копия;
  • свидетельство об окончании «Санкт-Петербургских Мореходных классов» + копия;
  • судовые роли, подтверждающие наличие плавательского ценза (заверенные печатью в «Санкт-Петербургских Мореходных классах»);
  • Две фотографии 3,5x4x5, цветные.

Запись на прохождение теста:

Для записи на сдачу экзамена необходимо заполнить форму.

При успешной сдаче теста:

  • получить чек-лист со списком документов, которые необходимо собрать для получения диплома;
  • получить «бегунок» — аттестационный лист, который нужно подписать у членов экзаменационной комиссии (указаны в нем);
  • если нужно открыть категорию ВВП, сходить на собеседование в лоцманскую службу (пер. Антоненко, д. 3, (812) 315-44-78, +7-921-743-79-01) и затем подписать бегунок у Аркадия Яковлевича Биргера (упр. Волго-Балта, Виленский пер., 15Б, (812) 415-42-10, +7-921-768-79-76);
  • оплатить гос. пошлину, собрать документы согласно чек-листу.

После заполнения бегунка и сбора документов:

Запись на «Прием заявлений на оформление любых КД» в каб. 202, либо 204. Заполните заявление.

После подачи документов:

Запись на «Выдачу оформленных квалификационных документов». Заполните заявление.

 

Что делать, если экзамены «протухли»?

В течение действия договора обучения сдача теоретических экзаменов бесплатна независимо от числе попыток.
После окончания действия договора обучения за организацию каждой попытки проверки знаний придется заплатить небольшую плату — так мы не только покрываем расходы на экзаменационные процедуры, но и стимулируем обучающихся сдавать экзамены вовремя.